Лицензионный договор. ГК РФ Статья 1235.
1. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
5. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Читать полностью
Лицензионный договор — это контракт, определяющий условия, на которых обладатель прав на изобретение и/или товарный знак (лицензиар) предоставляет пользователю (лицензиату) возможность применения результатов своего интеллектуального труда в его деятельности. Принимающая сторона, в свою очередь, обязуется вносить плату за предоставляемые ей права и выполнять другие оговоренные действия.
В российских законах нет терминов франшиза и франчайзинг, нет актов, которые регулируют франчайзинг.
Поэтому работа по франшизе строится на гл. 54 ГК РФ о коммерческой концессии, иногда дополнительно — на гл. 70 ГК РФ об авторском праве. Он описан в ст. 1027 ГК РФ. Это договор о передаче прав на использование интеллектуальной собственности — товарного знака или знака обслуживания (ст. 1477 ГК РФ). Дополнительно в договор можно включить технологии и коммерческое обозначение.
Договор коммерческой концессии предусматривает внесение паушального взноса и роялти, передачу процента от выручки от франчайзи к франчайзеру (ст. 1030 ГК РФ). Также в договоре можно прописать возможность субконцессии, когда франчайзи передает технологии и право использования бренда другим компаниям.
.
Полнее всего франчайзинг описывает глава 54 Гражданского кодекса — «Коммерческая концессия». Вместо франчайзера и франчайзи используют понятия «правообладатель» и «пользователь», вместо франшизы — «комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта». Виды и примеры франшиз. По содержанию франшизы делятся на товарные, сервисные и производственные.
Франчайзинг — это вид отношений между рыночными субъектами, при которых одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату права на конкретный вид бизнеса. Франчайзер предоставляет право на использование своей торговой марки, названия, технологий или интеллектуальной собственности.
Выделяют следующие виды франчайзинга:
* Производственный (промышленный).
Франчайзи получает право на производство и продажу продукции под фирменным знаком франчайзера.
* Сервисный.
Франчайзи предоставляется право заниматься определённым видом услуг под торговой маркой франчайзера.
* Бизнес-формат.
Франчайзер передаёт партнёру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида дела.
Договорные отношения между франчайзером и франчайзи подразумевают, что франчайзер предоставляет за вознаграждение услуги по передаче ноу-хау и организации обучения персонала франчайзи.
Срок действия франчайзинговых договоров, как правило, составляет от 5 до 30 лет.
В случае нарушения франчайзи условий договора или его преждевременного расторжения предусматриваются штрафные санкции.
Обычно оформляют договор коммерческой концессии, а если нет товарного знака, то лицензионный договор.
У молодых франшиз может не быть товарного знака только потому, что его долго регистрируют: от нескольких месяцев до полутора лет.
Если товарный знак есть, франчайзер все равно может предложить лицензионный договор.
«Договор коммерческой концессии — усложненная версия лицензионного договора. Он включает сразу несколько лицензий: не только на товарный знак, но и на сопутствующую интеллектуальную собственность. Например, на фирменный стиль, секреты производства, программное обеспечение.
* Концессия (договор) — это форма государственно-частного партнёрства, в рамках которой государство передаёт частной компании или организации право на управление и эксплуатацию определёнными объектами или услугами. По договору одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать или реконструировать имущество, принадлежащее другой стороне (концеденту). Взамен концессионер получает права владения и пользования этим имуществом на определённый срок для осуществления своей деятельности.
* Цессия и концессия — это однокоренные слова. Они имеют некоторое сходство (передача прав), но разница в том, на что передаются права:
° Цессия обычно используется в кредитных делах — это уступка прав требования возврата просроченного долга. Первый кредитор (обычно банк или МФО) передает информацию о заёмщике вторичному кредитору, такому как коллекторское агентство.
° Концессия — это передача права одной компании (обычно государственной или муниципальной) другой (обычно частной) управлять своим имуществом.
Коммерческая концессия — это обязанность одной стороны (правообладателя) передать другой стороне (получателю) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, в частности право на товарный знак, право на коммерческое обозначение или ноу-хау за вознаграждение. При этом переуступки прав от правообладателя к получателю не происходит.
Сторонами договора коммерческой концессии могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Обязательным условием является заключение договора в письменной форме. Кроме того, он подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.